Главное меню
221
перефразировали постановку вопроса; занимаясь нравственностью, мы также увидим, что она является побочным продуктом другого феномена.
Глава шестая. Корни нравственности — почему мы хорошие?
Наше положение на Земле поистине удивительно. Каждый
появляется на ней на короткий миг, без понятной цели,
хотя некоторым удается цель придумать. Но с точки
зрения обыденной жизни очевидно одно: мы живем для
других людей — и более всего для тех, от чьих улыбок
и благополучия зависит наше собственное счастье.
Альберт Эйнштейн
Многие религиозные люди не могут представить, как можно без веры быть хорошим или даже хотеть быть хорошим. Этот вопрос будет обсуждаться в данной главе. Порой подобные сомнения усугубляются, вызывая у верующих пароксизмы ненависти в отношении тех, кто не разделяет их веру. Это важно, поскольку моральные соображения часто определяют отношение верующих ко многим вопросам, не имеющим прямой связи с нравственностью. Значительная доля возражений против преподавания эволюции в школе никак не связана с эволюцией и научными проблемами, а подстрекается оскорбленными моральными чувствами. Возражения варьируют от наивных: «Если вы будете учить детей, что они произошли от обезьян, они и вести себя будут, как обезьяны», — до более изощренных аргументов, входящих в стратегию «расклинивания», применяемую сторонниками «разумного замысла», беспощадно выставленных напоказ в